Сегодня настоятель нашего храма отец Афанасий (Коренкин) расскажет нам о культуре одежды или в чем ходить в храм, и не только.
🗯Представитель информационной службы Храма Матроны Московской:
— Отец Афанасий, расскажите, пожалуйста, имеет ли значение для православного человека как одеваться в храм?
🗯Отец Афанасий (Коренкин):
Мы все с очевидностью понимаем, что если мы оденемся на похороны как на свадьбу, а на свадьбу как на похороны, нас, как минимум не поймут окружающие. Различных случаев нелепого вида и поведения, что не вписываются даже в самые широкие рамки современной «культуры» было в нашей небольшой практике предостаточно, т.к. это стало повсеместным явлением.
Можно многие дикости привести в пример, но ограничимся «обычным». Особо вспоминается один «классический» пример хорошо открывающий дух времени.
Как-то в бытность моего служения в Казанском мужском монастыре в селе Чимеево, выходя из алтаря после только что закончившейся службы и спускаясь с солеи, я увидел солидную женщину, немного старше «бальзаковского возраста» в аккуратной шляпке, с пачкой свечек в руках. Дама с важным видом, внимательно ставила свечи на подсвечник. Спустившись в центр храма, я обратил внимание на часть ее одежды. Одежда эта была телесного цвета, не знаю как сейчас, но раньше она называлась – панталоны. Я, как иеромонах, насельник этого монастыря решил сделать даме осторожное, маленькое замечание: «Простите меня, пожалуйста, а Вы, почему без юбки?»
Женщина повернулась ко мне, окинула меня властным взглядом и с чувством глубокого возмущения сказала: «А Вы мне ее предложили!?» Ну, что тут скажешь, разве что только можно вспомнить классику: «О, времена! О, нравы!»
Теперь, если говорить о серьезном – т.е. о спасение души, сразу нужно отметить, то, что – одежда это не маловажная часть церковной жизни. Мы не будем тут даже касаться культуры, хотя как было уже сказано выше, она важна в целом для человеческого общества, и это как минимум красиво и достойно человека.
В Церкви все – Тайна, все таинственно, все мистически. Не только семь общеизвестных Таинств, но многое и многое другое. Кстати, Великая Агиасма – крещенская вода, или отпевание покойника, или монашеский постриг – разве это не Таинства Церкви. Стоит только посмотреть, вникнуть в полный чин и последования Требника, не говоря уже о наших действиях и переживаниях.
ЛИТУРГИЯ – общее дело, центр нашей христианской жизни. От нее идут круги и времени и пространства, они уходят даже в бытовую повседневность. Если задуматься, почему священник должен одеваться согласно святости времени и места, а люди находящиеся в храме на ОБЩЕЙ СЛУЖБЕ нет.
Да, одежды священника особые, да, каждая деталь священна и одевается, а вернее облачается, с особой молитвой. Но священник не один, все кто находится в храме – служат, делают, творят ОБЩЕЕ ДЕЛО.
Разве Писание нам не говорит об этом: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенство…» (1. Петр. 2: 9).
Да, бывают разные случаи, когда и как оказался человек в храме, но проходит время, идет духовный рост, идет благочестивый процесс воцерковления, и проявлять дерзость, наглость и равнодушие к месту и времени, к святыне – это большой грех и потеря страха Божьего.
Мне думается, что любой человек находящийся в храме, а тем более участвующий в Таинстве Церкви, исповедь это, или причастие Святых Страшных Христовых Тайн, венчание или соборование и т.д. обязан быть одет подобающе Преданию веры, как говорит и учит Мать Церковь, в Которой сохраняется до конца времен элемент, а точнее Дух ЦАРСТВА.