⁉ Итак, сегодня настоятель нашего храма отец Афанасий (Коренкин) ответит нам на вопрос о продаже, магазинах и деньгах в храме.
🗯Представитель информационной службы Храма Матроны Московской:
— Отец Афанасий, последнее время мы столкнулись с недовольством людей, что в храмах находятся церковные лавки, люди цитируют нам Евангелие от Матфея, главу 21, стих 12-13: «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано,- дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников».
Как можете это прокомментировать?
🗯Отец Афанасий (Коренкин):
— Как правило, вопросы эти становятся камнем преткновения для людей не церковных или околоцерковных. Людей же воцерковленных они почти не смущают и волнуют мало, т.к. находясь внутри Матери Церкви, они понимают многое, да и цели у них уже совсем другие, и все внимание направлено к иным вещам.
Для тех, кто действительно хочет разобраться и решить для себя наболевшие и мучащие вопросы, мы сделаем попытку оказать помощь в силу своего понимания этой проблемы.
Во-первых, сразу же нужно сказать следующее. Если человек церковный, глубоко верующий, придет на Божественную Литургию, которая есть главное богослужение Православной Церкви, в любой из храмов Русской Православной Церкви МП, где бы он не находился, без копейки денег в кармане, этот человек абсолютно свободно сможет помянуть всех своих родных и близких, исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн.
Все другие отношения, если и имеют некоторыми местами, повторюсь, именно местами, какие-то искажения, неправильность, несовершенность, то нужно понимать, то что, как правило, это имеет под собой наследие последних ста лет нашей непростой истории. Советская власть и западные либеральные ценности, которые буквально все перевернули, перемешали, прошлись огромным «катком» по нашей культуре, ее вековым традициям, в том числе и церковным. К нашей немалой печали, это проблема всего современного общества. Товарно-рыночные отношения, существуют и в силе действуют, даже среди родных и близких людей.
Великокняжеская Русь, Царская Россия жила во многом иначе. Мы не идеализируем Ее, но до конца, в полноте, не можем представить себе весь уклад жизни и быт наших предков, их мировоззрение, их высоту. Ведь только одни сословия и их взаимоотношения чего стоят. Это, конечно, отражалось на внутреннем состоянии Церкви и Ее связи. Также, Сама Церковь имела влияние, порой довольно мощное и авторитетное, на общество.
Многие и многие люди понимали свою жизнь как служение, как долг, как крест. Такова была особенность русского народа, перечислить все здесь просто невозможно. Начиная от царских кровей, знати и купцов, до бедной крестьянки и юродивого. Хотя один пример в качестве небольшого воспоминания можно отметить.
Из истории культурного освоения огромных территорий Сибири, от Урала до Дальнего Востока нашими предками: Строгоновы добровольно отдали всю свою родовую семейную библиотеку В.М. Флоринскому, дав этим хорошее основание для будущего первого в Сибири университета в Томске. Делились люди, делились, кто, чем мог, и помогали друг другу. Без этого не было бы такой страны, такого государства.
Если обратиться к Священным Писаниям, которые так любят цитировать без любви и понимания, некоторые критикующие Церковь, и порой справедливо. То давайте вспомним, как жили первые христиане, первая община. «Все верующие были вместе и имели все общее, и продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нуждам каждого; И каждый день пребывали в храме» (Деян. 2: 44, 45).
Можем ли мы сегодня, современные люди, жить подобными идеалами. Кто из нас готов на такие отношения и образ жизни? А если не готов, тогда какие отношения, какие нужды и потребности?
Деньги. О них Писание говорит не раз, и конечно с разными смыслами, образами и значениями. « Взглянул же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: говорю вам, что эта бедная вдова БОЛЬШЕ ВСЕХ положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание своё, какое имела» (Лк. 21: 1-4).
Как видим, деньги имеют в глазах Господа, а значит и для нас, различную силу и вес. Господь не порицает других, но выделяет вдову и ее две лепты. Это важный момент, для духовного понимания милостыни, благотворительности и жертвы. Сама Дева Мария Божия Матерь принесла Младенца в Иерусалим, чтобы представить пред Господом, по закону для обрезания, и чтобы принести жертву, как написано, жертву скромную, но праведную, двух птенцов голубиных. Конечно же, Она их прежде приобрела. Через годы Господь разгонит с гневом в храме балаган, обменный пункт и торговцев скотом, которые в своей жажде наживы, алчных и корыстных стремлениях забыли, где они находятся, и для чего это святое место. (Мф. 21:13). Он обличает искажение и жестокосердие фарисеев и книжников, но не отменяет закон: «не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф 5:17). Исцеленному человеку Он говорит « пойди, покажи себя священнику и принеси дар, какой повелел Моисей, во свидетельство им» (Мф 8:4).
Он Сам дает жертву собирателям на храм, хотя не имеет в том никакой нужды «найдешь статир, возьми его и отдай им за Меня и за себя» (Мф 17:27).
Он Сам принимает помощь и жертву любви. «И Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» (Лк. 8:2-3). Т.е. покрывали все бытовые нужды. Но, ни Господь Иисус Христос, ни Его ученики, никогда сами конечно не искали этого. «Не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас» (2.Кор.12:13).
Апостол Павел пишет, что имеет право получать содержание, что это не запрещено «Какой воин служит когда-либо на своем содержание? Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? Что служащие жертвенника берут долю от жертвенника? Так и Господь ПОВЕЛЕЛ проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1.Кор. 9: 6 — 13). «В нуждах святых принимайте участие» (Рим.12:13).
«Трудящийся достоин награды своей» (Тим.5: 18). Хотя сам апостол по любви и ревности не пользовался сей властью, желая получить награду от Бога, а также этим самым мудро избегал нареканий и соблазнов у немощных по вере. «Имея пропитание и одежду будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушения и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти» (Тим. 6:9).
Необходимо сказать, что в подавляющем большинстве своем, т.е многие, многие приходы и священники Русской Православной Церкви живут довольно скромно, часто в нужде, особенно в сельской местности, и это ни для кого не секрет. Неплохо если пастырь примерно такого же материального состояния, как и та паства, то христианское окружение, в котором он находиться. Роскошь и ненужные излишества, как учит Церковь во все времена, предосудительны. И если таковое есть, то это не норма. Не норма она и для учителей и педагогов, для врачей, для многих кто близко связан с людьми и должен им служить.
Церковные лавки: книжные, свечные или иконные всегда старались вынести в отдельное помещение, а если нет возможности, отделяли от богослужебного пространства. Все это, как правило, относится к молитве и просвещению. Но проблема то, часто состоит в том, что люди пишут, заказывают записки, требы, берут и ставят свечи, что-то жертвуют, но сами они при этом умом и сердцем, т.е. разумно не участвуют в богослужении, в Церковных Таинствах, вот чего не хватает для души и спасения.