Сегодня настоятель нашего храма отец Афанасий (Коренкин) ответит на очень серьезный вопрос от нашего подписчика – о Литургии.
🗯Представитель информационной службы Храма Матроны Московской:
— Отец Афанасий, расскажите, пожалуйста, нашим подписчикам и гостям страницы о Литургии — какие важные моменты Литургии существуют.
🗯Отец Афанасий (Коренкин):
— Литургия, которая означает, по-гречески: «народное дело» или «общее дело» это величайшее СОБЫТИЕ.
Беда нынешнего времени, в том что, Литургию часто воспринимают просто обедней, то есть, рядовой службой, которая ничем не отличается от других. Но правильным будет сказать, что Литургия стоит вне ряда суточных и иных богослужений.
📍Что такое Литургия вкратце? Это пришествие Царствия Божия в Силе. Сам Господь, Живой Бог, Царь Небесный за человеколюбие приходит к нам; Сам приходит, и с нами, как мы поем, Небесные Силы невидимо служат. Все святые во главе с Пречистой Богородицей предстоят и молятся с нами. С нами и невидимые тени всех усопших, которые поминаются на Литургии и которые живы в Боге.
Поэтому в служении нет никаких мелочей. А нам на Литургии дается лекарство – лекарство бессмертия. «Разделяя со Христом Его Чашу, мы через причастие Тела Его и Крови воспринимаем также Его Божество, как оно явлено Им на Земле во плоти и как оно вечно пребывает на небесах» — писал архимандрит Софроний.
Священник, как правило, переживает Литургию иначе, чем миряне. Для некоторых это – главное дело, смысл жизни и служения. Самый яркий и близкий к нам пример — святой праведный Иоанн Кронштадтский. К такому отношению к Литургии призваны все христиане, особенно священники.
📍Литургическая молитва объемлет всех людей – живых, мертвых и даже тех, кому еще предстоит родиться. Процесс усвоения Литургии для современного человека совсем не прост. Удаление от истоков, от предания старены, всевозможные ложные идеи, модернизм, постмодернизм и даже сатанизм, информационный бум – все это усугубило и так непростую задачу вхождение умом и сердцем «Во святая святых».
Божественная Литургия состоит из трех частей (хотя конечно все это относительно, так как служба — целостное действие): Проскомидии, Литургии оглашенных, Литургии верных.
Все остальные службы дня: часы, вечерня, утреня — это подготовка, выступление к важнейшему моменту.
На Литургии мы вспоминаем многие важные события от «Начала», наполняемся недостижимым смыслом. От сотворения мира, грехопадения Адама, тоска человека по потерянному раю, судьба Израиля, появления Девы Марии «Се раба Господня, да будет мне по слову твоему» (Лк.1), и наконец, «И Слово стало плотию, и обитало с нами…» ( Ин.1). «Поминающие убо спасительную сию заповедь,…: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, ВТОРОЕ И СЛАВНОЕ ПАКИ ПРИШЕСТВИЕ: Твоя от Твоих тебе приносящее о всех и за вся».
Первая центральная часть: «Милость мира» — Херувимская. В этот момент происходит перенесение заготовленных даров с жертвенника на престол. Концентрация Литургии – АНАФОРА (греч. «восхождение») – это главная молитва, которую священник читает про себя, тихим голосом или местами громко в алтаре после слов: «Благодарим Господа» и далее. В обиходе называется, как принято, Евхаристический канон. В это время при этой молитве происходит пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Иисуса Христа.
📍Все священнодействия, предметы, образы и конечно язык имеют важнейшее значение, тут нет мелочей.
Архимандрит Софроний (Сахаров) писал:
«Язык человеческий предназначается для выражения реальностей различных планов: есть житейский план — естественных потребностей; есть близкий к нему и все же отличимый — примитивных душевных чувств и страстей; есть язык политической демагогии; есть научный, философский, язык поэзии; наконец, наивысший из всех — язык Божественного Откровения, молитвы, богословия и других отношений между Богом и людьми — ЛИТУРГИЧЕСКИЙ».
Славяне промыслительно одарены благословенным церковным языком, служившим веками для богослужения, Священного Писания и молитвы, и никогда — для обычных житейских нужд.
Мы категорически убеждены в необходимости употребления церковно-славянского языка в богослужениях; нет вовсе нужды заменять его языком повседневности, что неизбежно снизит духовный уровень и тем причинит неисчислимый ущерб.
📍Неуместны доводы о непонятности для многих современных людей старого церковного языка.
Людям грамотным и образованным (а ими являются большинство наших прихожан) овладеть совсем небольшим количеством неупотребительных в обыденной жизни слов — дело нескольких часов.
Зачем понуждать Церковь к утрате языка, необходимого для выражения свойственных Ей высших форм богословия и духовных опытов».
📍Литургия как благодарение, как наш долг во исполнение заповеди Христа: «Сие творите в Мое воспоминание». Как глубокое сопереживание Делу Христа в путях избавление человечества, Церковь в этом служение молится два тысячелетия, да познают люди «что есть широта и долгота, глубина и высота» (Еф. 3:18).
Мы принимаем и сами участвуем в Жертве Любви. Сею жертвою удержано человечество от исчезновения. Так мыслили и чувствовали, этим жили от начала апостолы, а за ними древние и новые отцы Церкви.
И это повторение – АКТ ИСКУПЛЕНИЯ МИРА, как видимое живое присутствие страданий и смерти Господа Иисуса Христа. Мы же через причастие Тела и Крови воспринимаем ВЕЧНОЕ Его Божество.