⁉Сегодня настоятель нашего храма отец Афанасий (Коренкин) расскажет нам О ПОДГОТОВКЕ КО ПРИЧАСТИЮ.
🗯Представитель информационной службы Храма Матроны Московской:
— Отец Афанасий, расскажите пожалуйста нашим подписчикам, когда и как часто причащаться, как правильно готовиться?
🗯Отец Афанасий (Коренкин):
📍Есть общие рекомендации Церкви, также есть отдельные, частные моменты, которые решаются, как правило, совместно с духовником.
Это помогает избежать своеволия и различных заблуждений, а также утверждает в рассуждение и понимание важных моментов в деле спасения.
📍Но последнее время мне довольно часто довелось слышать некоторые странные мысли по поводу причастия Святых Христовых Тайн, а именно подготовки к этому святому моменту.
Люди заявляют, что им сказано: если вы поститесь в среду и пятницу, то перед причастием поститься не нужно. А некоторые еще добавляют к этому даже то, что якобы в субботу вообще нельзя поститься, и ссылаются при этом на 64 Апостольское правило.
📍Все эти нелепости крайне меня удивили и насторожили. Откуда это, как это попало в церковную среду и стало даже нормой?! Кто-то так живет годами в полном убеждении своей правоты. Но разве это Предание веры, предание святых Отцов?
Тут надо разобраться. «Посему, кто будет есть хлеб или пить вино чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней… Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает» (1.Кор.11; 27-30).
📍Среда и пятница – это среда и пятница, они посвящены известным событиям земной жизни Господа Иисуса Христа, как и многодневные посты, посвящены конкретно чему-то.
Говение перед причастием – это говение перед причастием. К причащению Святых Христовых Тайн мы готовимся постом и молитвой. Это и называется – говением, которое продолжается в зависимости от частоты, состояния и ситуации от семи до одного дня; в среднем три дня. Тяжелые болезни или епитимии мы тут не рассматриваем.
📍Исходя из той странной логики, сказанной выше, если мы постимся в среду и пятницу, то в субботу мы можем себе позволить все что хотим, а утром в воскресение пойти ничтоже сумняшеся на причастие.
Далее. Обратимся к ссылке на 64 Апостольское правило, которое гласит следующее. «Аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единые только (Великие Субботы): да будет извержен. Аще же мирянин, да будет отлучен».
📍Но это правило было составлено против гностиков, а особенно против маркеонитов. В субботу они постились, презирая материю сотворенную Богом, а в воскресение — не желая верить в воскресение Христа, и не почитая праздник.
Следующее, здесь, в правиле, говориться именно о строгом посте, о полном воздержании или сухоядении. Понятно же, что в многодневные посты мы не будем есть мясо и т.д., но разрешается менее строгий пост, чем в остальные дни, также и в случае с говением.
📍Есть еще один момент. Человек приходит на службу, на исповедь и просит его допустить до причастия, только потому, что он давно, год или два не причащался. Все как-то некогда было, да и готовится не получается, «пожалейте». Хотя как раз такой человек и должен ну хоть как-то более строго и дольше подготовиться для Святых Тайн, понести подвиг веры.
Есть разные практики касаемо исповеди и причастия. Но есть ровные, спокойные, стабильные, равномерные движения в духовном росте. Есть золотая середина.
📍Мы не торопимся, не спешим, а как бы чуть томимся, скучаем, тоскуем по Господу. Более внимательно готовимся, молимся, несем воздержание. Тогда получается, что для ровной стабильной, духовной жизни причащаемся со страхом и верою 2-3 раза в месяц, с предложенной Церковью подготовкой.
Частота может быть разная, в зависимости от глубины нашей Литургической жизни и общего состояния. Для причастия, как и для исповеди хорошо понести свой личный умно-сердечный подвиг. Будем держаться Святых Преданий нашей Церкви, в них есть Истина и Жизнь.
Да не лишит нас Господь своей благодати!